суббота, 21 марта 2015 г.

Праздник Жаворонки. Равноденствие

Последние дни в нашей вполне себе средней полосе сплошь наполнены какими-то непростыми природными явлениями: то нас вдруг посетило северное сияние, то накрыло солнечное затмение. А сегодня день тоже был совершенно непростой: в 01 ч. 45 мин. по Московскому времени день с ночью сравнялись, и наступило весеннее Равноденствие. Издавна на Руси в этот день отмечали праздник Жаворонки, который был посвящен началу астрономической весны и возвращению перелетных птиц. Мы решили тоже устроить не то, чтобы праздник, но всё же как-то по-особенному отметить эту дату. 

птицы русского леса

В основном, я решила обыграть с сыном птичью тему, так как длительность дня и ночи его пока мало интересует. Поэтому на заглавном фото заметки набор советских открыток "Птицы русского леса", который удивительным образом сохранился у нас дома. И утро мы с сыном начали с рассматривания этих красивых рисунков. Оказалось, что знания по пернатым у нас с ним в общем-то равны: и он, и я без чтения подсказок на обратной стороне смогли опознать из всех птиц только синичку, сороку и дятла. И чему меня только в школе учили?.. 

В украшении дома мы тоже развили птичью тему. На днях на прогулке с сыном я собрала обильно валяющиеся сейчас под березами тонкие веточки, сплела из них гнездо и положила туда яичко из селенита. Гнездо я закрепила среди пушистых веточек вербы, и , по-моему, оно отлично там вписалось. На стекле - простецкие, вырезанные по принципу новогодних снежинок, разноцветные птички, ну и, конечно, не потерял актуальности и наш весенний птичий мобиль из шерсти и фетра. Вот такая у нас весна и на окне, и за окном.

Весеннее окно с птицами

Накануне испекла я и традиционную в этот день выпечку - жаворонков. Готовится обычное дрожжевое тесто, делится на равные небольшие части, каждую из которых раскатываем в виде жгутика. Этот жгутик завязываем узлом и из одного конца узла формируем голову птицы с клювом и глазами-изюминками, а из другого - хвост, рассекая его ножом на несколько "пёрышков". Мои жаворонки получились какие-то неприлично раскормленные, кривобокие, а некоторые еще и одноглазые. Немножко стыдно вам показывать, но в конце концов у меня тут не кулинарный блог, чтобы всё было идеально. Главное, что получились они румяными, вкусными, и долго не залежались. 

Выпечка жаворонки

В праздник Жаворонки такие булочки раздаривали всем родным и друзьям, тем самым привнося весну в их дома, а дети надевали их на палочки и бегали с ними по улице, зазывая специальными песенками-закличками весну. Также обязательно часть булочек отдавали домашней скотине, чтобы была она здоровой и плодовитой. Наш кот есть булочки отказался, а ребенок не пожелал с ними никуда бежать, поэтому мы только угостили ими друзей и с удовольствием слопали всё оставшееся сами. Весна после этого к нам, определенно, пришла! :)

И даже несмотря на то, что после целой недели замечательной солнечной погоды, сегодня вдруг снова с неба полетел мокрый снег, мы решили не отчаиваться, и сами добавить в мир немного весенней яркости, украсив грустный кустик во дворе у друзей яркими бумажными птичками.

Бумажные птицы на дереве

Еще мне очень хотелось исполнить сегодня идею, подсмотренную на сайте 365together.ru и как-нибудь художественно покормить птичек, но к сожалению погодные условия совсем к этому не располагали. Поэтому добавляю картинку с сайта, чтобы и самой на будущее не забыть, и вас заразить этой идеей.


И хоть снега, грязи и луж вокруг еще очень много, мы точно знаем, что скоро, очень скоро и у нас распустятся мои любимые нарциссы и тюльпаны, зацветут яблони и вишни, и, наконец, закончится эта бесконечная и так надоевшая всем серость вокруг. А птички по утрам, между прочим, давно уже поют. С праздником весеннего Равноденствия! Чирик-чик-чик! :)
Blog Widget by LinkWithin

10 комментариев :

  1. Настя, с праздником! Увидела набор советских открыток и вспомнила, что у меня тоже лежат открыточки. В детстве любила их раскладывать, а потом и мой сынок.
    Жаворонки очень аппетитные!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, мы вот так много всего из моего советского детства бездумно повыкидывали, так жаль сейчас... Хорошо, хоть что-то уцелело.

      Удалить
  2. Классная выпечка Жаворонка. Но еще больше понравились декорации!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! А я-то всё переживала, что некрасивые у меня жаворонки вышли :)
      Декорации мне тоже нравятся. И вообще, нравится сама идея как-то сезонно украшать дом, а не только ёлку на Новый год наряжать.

      Удалить
  3. Как прекрасно вы отметили этот день! Окошко ваше очаровательное, а открыточки - просто мечта, прекрасно, что они сохранились! Мы птичек художественно кормили, но только зимой, на снегу это вообще шикарно смотрится. А жаворонки получились весьма хорошенькими, зря вы на них наговариваете))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, точно-точно, я видела эту вашу статью про зимние занималки! Там еще про фон на снегу для фотографирования деток мне очень понравилась идея! Спасибо, что напомнили, снега у нас сейчас как раз снова нападало, еще можем успеть и это осуществить :))

      Удалить
  4. Анастасия, мы тоже празднуем равноденствие, но больше без жаворонков (хотя один раз было дело), мы не христиане, и мне такое заимствование традиций не по нраву. Но сама традиция зазывания жаворонков очень интересна, я как-то изучала этот вопрос. Может быть будет интересно:

    "В народном календаре этот день (22 Марта) называется Сороки, и известен как встреча наступающей весны, которую несут на своих крыльях возвращающиеся домой перелетные птицы.

    “На Сороки день с ночью меряются, зима кончается, весна начинается.” После сорока утренних морозов (сорок утренников) начинали сеять гречку. На Сороки хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков и по одному выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая: “Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес, а теперь убирайся, подобру-поздорову!” Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года и не станет мешать крестьянам в их весенних, посевных работах.

    Крестьяне считали, что в этот день из теплых краев прилетают сорок разных птиц и первая из них – жаворонок. Тому, кто первый увидит его и услышит его песню, дарили булку-птицу от всей деревни. Пекли “жаворонков” из ржаной муки, глазки вставляли из сушеных ягод. Насаживали печенье на колышки или подвешивали на ниточках, поднимали повыше и кричали заклички. “Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите. Зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!”

    Но это еще не все... Хотела прямую ссылку дать, на там уже этого текста и жутковатых историй про сорок мученников больше нет. У праздника глубокие христианские корни и невеселая история, хотя на поверхности все очень радостно и по-весеннему. Но, наверняка, если поискать, можно найти еще уйму интересной информации. Просто уж очень ваши птички понравились, вот захотелось поделиться.

    А мы, обычно, празднуем равноденствие вывешивание шерстяных ниточек, птичкам для гнезд, весенними звездами на окна, кормушками. Теплой вам весны! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дана, спасибо за такой интересный комментарий! Я тоже много читала про этот праздник: по сути, с праздником Равноденствия на Руси получилось как и с многими другими языческими праздниками: с введением христианства на славянский, привязанный сугубо к природным явлениям, праздник наложился отмечаемый церковью день, посвященный той самой кровавой истории Сорока Великомученников, о которой вы упоминаете. Поэтому "глубокие корни" всё-таки у веселой весенней традиции закликать весну, и именно она мне по душе, а всё остальное наложилось позже. Наша семья вне каких-либо религий, а вот природа, по-моему, то единственное, на что нам стоит равняться и чем восхищаться. И если любую религию придумали люди с какими-то своими чаще всего корыстными целями, то наступление весны и возвращение перелетных птичек на этом фоне, действительно, очень чистый и радостный повод для праздника. Я пишу детский блог, поэтому особо свои мысли и рассуждения на серьезные темы вроде религии стараюсь оставлять при себе, поэтому спасибо вам, Дана, что дали мне возможность высказаться.
      Мне вот тоже хотелось отпраздновать этот день какими-то добрыми делами для птичек, но в этом году у нас зима весну пока победила, и было так холодно, что все мои планы не исполнились. Но зато на следующий год осталась уйма нереализованных задумок!

      Удалить
  5. Очень завидую набору открыток "Птицы русского леса". Очень красивый! Я тоже, когда в свое время начала разбираться с птицами, названиями и их внешним видом, пришла к выводу, что не особенно-то в них разбираюсь:-)
    А идея кормить птиц художественно очень цепляет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, мне тут подали отличную идею сделать из этих открыток игру мемори. Единственное, пока моему сыну рановато играть в такие игры, поэтому если чуть попозже я всё-таки соберусь делать игру и отсканирую открытки, обязательно со всеми желающими сканами поделюсь!

      Удалить

Если у вас нет блога или своей страницы, ничего страшного - вы тоже можете оставить свой комментарий. Выберите в подписи профиль «Имя/URL» и напишите своё имя, можно и без URL.